Функциональная грамотность

Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Нормативные документы

Федеральные

Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных №04-238 от 22.03.2021 «Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования №03-1526 от 17.09.2021 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Минпросвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Минпросвещения России №ТВ-94/04 от 26.01.2021 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Региональные

Приказ МОНиМП КК от 19.12.2022 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края в 2022-2023 учебном году»

Приказ МОНиМП КК от 23.12.2022 №708 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края» (Приложение к приказу № 708)

Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»

Письмо МОНиМП КК от 11.10.2021 №47-01-13-22936/21 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»

Муниципальные

Приказ управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район от 16.10.2023 г. № 1007 — «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Гулькевичского района в 2023-2024 учебном году

Школьные

Приказ от 20.10.2023 г. № 647 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 9 им. Н.С. Федоренко в 2023-2024 учебном году